Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 

История каракуля: из глубины времен до наших дней

 

Первый вид домашних животных, разведением которых люди стали заниматься из-за красоты меха - это каракульская овца. Особо популярны овцы этой породы были на среднеазиатских территориях, благодаря способности хорошо переносить климатические условия зоны полупустынь. Специалисты предполагают, что история каракульской овцы началась в VIII веке в Хорезмском ханстве, куда предки животных были завезены завоевателями из числа арабских племен.

Письменные свидетельства активной торговли каракулевыми шкурками появляются уже в X веке: об этом упоминает в своих заметках Ибн-Хаукаль, арабский путешественник и географ. Через три века об узорах каракуля восторженно писал Марко Поло. В 17-18 веках на Тобольском и Тверском рынках, в Нижнем Новгороде и Ирбите шкурки ягнят предлагали торговцы из Бухары и Хивы. А еще через сто лет ни один международный меховой аукцион в Нью-Йорке, Лейпциге или Лондоне не обходился без каракуля, имеющего огромную популярность у покупателей. Монополию на поставки каракуля до начала 20 века держали среднеазиатские ханства, а затем - Россия.

Большой интерес к каракулю привел к тому, что проблема разведения каракульских овец стала рассматриваться в Европе на научном уровне: этой темой занялись в нескольких институтах сельскохозяйственного направления (Германия, Австрия).

Годом основания принципиально нового направления в каракулеводстве стал 1907: именно в этом году шесть особей каракульских овец из партии, импортированной в Австрию из Бухары, отправились дальше - на юго-запад африканского континента. Так началась история намибийского каракуля, известного под наименованием «свакара»; оригинальное слово возникло от длинного названия South-West Africa Karakul путем его сокращения.

В 10-х годах прошлого века основная часть каракульских овец (основное поголовье численностью порядка двух миллионов) по-прежнему находилась на среднеазиатской территории, будучи собственностью бухарского эмира. На численности овечьих стад сильно отразились события, связанные с установлением в Туркестане Советской власти. В ходе борьбы баев и «новой власти» страдали не только люди, но и животные, и в результате в начале двадцатых годов поголовье овец упало вдвое. Частично стада истреблялись, 70 000 животных было угнано в Иран, а порядка 400 000 помещики переправили на территорию Афганистана при отступлении - заложив, таким образом, основу для появления афганского каракуля.

Вновь образованные среднеазиатские Советские республики с первых лет своего существования сделали разведение каракульских овец основной статьей государственной экономики, создав для этого совхозы и колхозы (советские и коллективные хозяйства), племзаводы. Вопросами каракулеводства занимались многие НИИ СССР.

Советский Союз позиционировался как крупнейший производитель и экспортер каракулевых шкурок. Ко второй половине 20 века в стране насчитывалось около 700 предприятий каракулеводческой отрасли. Реализация каракуля, составлявшего 40% пушного экспорта, происходила на ленинградских аукционах «Союзпушнины», где бренд
BUHARA KARAKUL пользовался неизменно высоким спросом.

Расцвет каракулеводства отмечался в 70-80-х года двадцатого столетия. В это время в мире производилось до 18 миллионов шкурок, львиная доля которых (95%) поступала на рынок из Намибии, Афганистана и Советского Союза.

Вслед за расцветом грянул кризис, в основу которого легли политические события в государствах - производителях каракуля. Сначала почти прекратился экспорт шкурок из Афганистана из-за ведущихся военных действий. Затем распался Советский Союз, бывшие республики на территории Средней Азии стали независимыми государствами. Самостоятельность не привела ни к чему хорошему: оставшись без централизованного контроля, руководство каракулеводческих хозяйств занялось обогащением, оперативно продавая все имеющиеся шкуры, в том числе уничтожая племенных чистокровных овец, которые должны были продолжать породу. Остановились селекционные исследования, перестали вестись записи на племенных заводах, профессионалы в области каракулеводства стали безработными. Огромное количество каракуля, накопленного в среднеазиатской части СССР, почти целиком было импортировано в Европу, по большей части в Германию, славящуюся своими перерабатывающими предприятиями. Цены на каракуль на мировом рынке стали стремительно падать.

Таким образом, каракуль утратил статус элитного меха и популярность среди покупателей; этому немало способствовал тот факт, что изредка поступавшие на рынок небольшие партии шкур имели очень низкое качество - ведь племенная работа не велась. Следом за изменениями в политическом положением, начала меняться и мировая психология: активизировались защитники природы, в том числе ратующие за права животных, мода на меховые изделия сменилась пропагандой искусственных материалов. В результате, мировой объем реализуемого каракуля уменьшился... в 20 раз! Сейчас международный рынок каракулевых шкурок характеризуется следующими цифрами: на нем представлено порядка 150 000 шкур свакары, около 400 000 - афганских видов каракуля, примерно 50 000 - узбекских. Согласно некоторым сведениям, еще около полумиллиона шкур продаются в Узбекистане, в рамках внутреннего рынка.

Возрождение каракуля как популярного меха произошло в 2004 году, когда в Милане, на весеннем показе, модельеры известного дома Prada включили в коллекцию головной убор из намибийского каракуля (черной свакары) - «пирожок», столь любимый советскими партийными деятелями. Формула «новое - всего лишь позабытое старое» в очередной раз прекрасно сработала, и каракуль, который многие законодатели моды поспешили объявить безнадежно устаревшим, обрел вторую жизнь. Кроме интересной фактуры меха, «на руку» каракулю сыграла и его теперешняя редкость на рынке - непременное условие для материала, из которого шьются уникальные, эксклюзивные изделия.

В 2005 год каракуль с триумфом обошел самые престижные подиумы мира, его использовали при создании своих коллекций известнейшие Дома Моды: Prada и Gucci, Dolce & Gabbana и Valentino, J. Mendel и Michael Kors, Jean Paul Gaultier и Roberto Cavalli, Missoni и Louis Vuitton. Нежный мех с элегантным, изысканным рисунком вновь вознесся на пик мировой моды - и цена на каракуль на мировом рынке, всегда чутком к модным веяниям, выросла вчетверо всего за три года.

25.04.2013
Приятные сюрпризы мая: каждый гость получит ПОДАРОК!!!
18.04.2013
Дорогие дамы и господа наш партнер компания «Омега-Премиум", официальный дилер Jaguar Land Rover, отдает все, что есть!!!
12.04.2013
Уникальный мех сибирской рыси – для клиентов нашего Мехового Дома!
06.04.2013
Меховой Дом «Марина Морозова» с радостью обосновался на новом месте, которое наверняка будет счастливым – ведь новоселье прошло «на ура»!
31.03.2013
Меховой дом «Марина Морозова» извещает о поступлении уникального меха – каракуля Свакара!!!